Нормы безопасности при пользовании банковской картой
18.01.2017
Возврат к списку
Нормы безопасности при пользовании банковской картой
Банковские карты - удобное современное средство платежа, с их помощью граждане каждый год оплачивают товары и услуги на триллионы рублей. Но технологиями в финансовой сфере научились пользоваться и мошенники. Только с начала этого года с банковских карточек ими было украдено более 1,65 млрд. рублей.
Чаще всего жертвами мошенников становятся люди с низким уровнем образования, а также граждане преклонного возраста. Впрочем, простейшие правила кибербезопасности следует помнить и соблюдать всем без исключения, ведь преступники делают ставку именно на нашу невнимательность, доверчивость, легкомыслие или жажду наживы.
Вот несколько самых элементарных норм безопасности, которыми всегда надо руководствоваться при пользовании банковской картой.
Никогда не сообщайте незнакомцам данные своей карты (ее номер, пин-код, CW-код, кодовое слово и т.д.), даже если они представляются работниками банка или госструктур. Как только речь заходит о деньгах, например, вам предлагают какие-то призы, выплаты, компенсации, сообщают о блокировке карты или списании денег с нее и предлагают помочь решить эту проблему, проявите бдительность и не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) не работает с гражданами, то есть не принимает вклады и не выдает кредиты, не открывает и не закрывает банковские счета, не блокирует карты, не выплачивает никакие компенсации или выигрыши. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения. Поэтому, если вы получили сообщение якобы от имени Банка России, - просто проигнорируйте его и ни в коем случае не перезванивайте по указанному в нем телефонному номеру.
Наиболее распространенные виды мошенничества:
1. Кража данных карты при расчете
Мошенниками могут оказаться представители сферы торговли и услуг. Принимая для расчета банковскую карту от клиента, они могут сфотографировать, переписать или запомнить ее данные, чтобы потом рассчитаться картой в Интернете.
Совет:
При расчете, передавая карту другим людям, не упускайте ее из виду. Вводите ПИН-код так, чтобы он не был виден посторонним, по возможности не записывайте ПИН-код нигде и ни в коем случае не храните его в кошельке или вместе с картой. Обращайте внимание на подозрительное поведение тех, кому вы передаете карту для расчета.
2. Рассылка СМС от имени родственников и друзей
Популярным способом мошенничества является рассылка СМС якобы от имени родственников (обычно детей), которые попали в беду и им необходимы деньги для того, чтобы из нее выбраться. Реакция на возможную угрозу, как правило, весьма бурная, поэтому в порыве эмоций некоторые родители переводят деньги злоумышленникам.
Совет:
Чтобы не стать жертвой этого вида мошенничества, при получении СМС подобного содержания позвоните на телефон родственнику или другу, от имени которого оно пришло, и убедитесь, что с ним все в порядке.
3. Мошенничество с компенсационными выплатами пенсионерам
В январе 2017 года все пенсионеры получат компенсационную выплату в размере 5000 рублей. Мошенники, зная про это, могут звонить и просить назвать реквизиты карты и другие персональные данные якобы для перевода этих денег.
Совет:
Не сообщайте никому реквизиты банковской карты, пенсионного счёта и другие персональные данные. Выплата 5000 рублей будет производиться одновременно с январской пенсией. Никакого заявления для этого не требуется.
Что делать людям, столкнувшимся с мошенничеством?
В случае если с банковской карты без согласия ее держателя списаны деньги, следует:
1) незамедлительно позвонить в банк, выпустивший карту, сообщить о мошеннической операции и заблокировать карту; номер телефона указан на обороте карты, на официальном сайте банка и в договоре о выпуске и обслуживании карты.
2) обратиться в отделение банка, запросить выписку по счету и написать заявление о несогласии с операцией, экземпляр заявления с отметкой банка о приеме оставить у себя.
3) обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении.
В соответствии с законом, заявление рассматривается банком не более 30 дней со дня его получения, при осуществлении международных операций - не более 60 дней. Банк информирует держателя карты о результатах рассмотрения заявления способом, определенным договором о выпуске и обслуживании карты. По требованию держателя карты банк обязан предоставить письменный ответ.