Сегодня 22.12.24 
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвета сайта фон текст
Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Прокуратура разъясняет

Прокуратура разъясняет 29.08.2022

Прокуратура разъясняет

Прокуратура разъясняет право граждан на благоприятную окружающую среду

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» впервые закреплен принцип, согласно которому негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16).

К видам негативного воздействия на окружающую среду п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относит: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;  загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

При этом, в силу ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде - осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

При этом, как отметил Верховный суд РФ в п. 37 Постановления Пленума от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

В противоположность вышеизложенному размер платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

В зависимости от объемов воздействия устанавливаются нормативы платы за загрязнения в пределах допустимых нормативов, в пределах установленных лимитов и за пределами установленных лимитов (по ставкам для загрязнений в пределах установленных лимитов).

В силу ст.ст. 51, 57 Бюджетного кодекса РФ нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты различных уровней составляют: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации, 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов, 

Вместе с тем, анализ практики прокурорского надзора показывает, что данный вид платы природопользователями зачастую вносится не в полном объеме или с нарушением установленных сроков.

При этом, наиболее эффективным «стимулом», побуждающим предприятия вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду является применение меры административного воздействия.

В частности, ст. 8.41 КоАП РФ предусматривает за «невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» наложение административного штрафа в отношении должностных лиц - в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; в отношении юридических - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, что зачастую в разы превышает размер невнесенного или несвоевременно внесенного платежа, а следовательно делает экономически нецелесообразным дальнейшее нарушение закона.


Возврат к списку




Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)