Сегодня 19.03.24 
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвета сайта фон текст
Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Экскурс в историю

История развития кадровых служб берет свое начало в глубокой древности.

истор рис1.png

 Великий мыслитель Платон в IV в. до н.э. сформулировал важнейшие условия прочности государства: «К государственному благоустройству относятся две вещи: во-первых, установление должностей и будущих должностных лиц, то есть определение их количества и способа введения их в должность;
во-вторых, надо установить, какими законами будет ведать каждая из должностей, и определить количество и качество этих должностей».
К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в Древнем Китае. Конфуций и его приемники создали целую философию отбора чиновников и представителей знатных сословий. Для реализации подобных задач издавна формировался специальный корпус чиновников, образующих государственные секретариаты, канцелярии, приказы. Например, в царстве Ся древнего Китая таким кадровым органом был гуаньцзис — управление гражданскими чиновниками и кадрами армии. Это управление ведало учетом и комплектованием кадров. Такие подразделения наводили справки о будущих чиновниках и других подданных правителя, нередко используя эту информацию против них.  
Основой отбора чиновника на службу стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги, качество ума и интеллект.
Первое упоминание о разрядном указе (военное описание ратных людей с обозначением их должностей) по вопросам комплектования, учета денежных окладов для личного состава армии Русского государства датируется 1478 годом. Кроме военных функций, указ выполнял и административные по вопросам личного состава государственного аппарата. Согласно указу, назначались воеводы, послы, судьи и другие чиновники.
В период утверждения российской государственности в XVI — начале XVIII в. функции главной кадровой службы выполнял Разрядный приказ — центральное государственное учреждение, занимавшееся вопросами учета и комплектования служилых людей, а также военным управлением и жалованьем дворян. В соответствии с установленным порядком Разрядный приказ руководил пограничной службой, назначал полковых и городских воевод, послов, судей. Учет (свод записей) назначений на военную, гражданскую и придворную службу велся в специальных разрядных книгах. К сожалению, с уничтожением местничества в 1682 г. разрядные книги были сожжены.
В петровский период были введены регламенты — законодательные акты российского государства первой четверти XVIII в. Составлены они были по инициативе и при личном участии Петра I (его, кстати, считают самым первым рекрутером в России). В регламентах определялись штаты, структура, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, порядок прохождения гражданской и военной службы (Генеральный регламент 1720 г.).
История развит кадров служб 2.png         

История управления персоналом берет начало в Англии, где каменщики, плотники, кожевенники и другие ремесленники объединялись в гильдии (предвестники профсоюзов), усилия которых были направлены на улучшение условий труда, человеческих отношений в коллективах. Эти начинания существенно продвинулись с приходом промышленной революции во второй половине ХVIII в. начале XIX в. Рост масштабов производства и поведение работников, которых не удовлетворяют условия труда, принудили руководителей организаций нанимать специалистов, которые бы занимались исключительно работниками.
На родине индустриального производства – в Англии их называли секретарями благополучия, в США и Франции - общественными секретарями.
Изменения в технологии, рост предприятий, развитие профсоюзов, вмешательство государства в дела работающих - все это послужило толчком к появлению и развитию структур (отделов, служб), занимающихся персоналом. Точной даты, знаменующей появление первого такого отдела, не существует, но около 20-х годов ХХ в. все большее число организаций стремится обратить внимание на конфликты, возникающие между наемными служащими и администрацией, и что-то предпринять для их разрешения.
- 1920 – 1960 гг. - появляются законы о труде, которые регулируют рабочий день, труд подростков, женщин. Значительно повышается внимание к персоналу, причинами этого служат:
  История 2

- Экономическая конкуренция. Встает вопрос не только о качестве продукции, но и о качестве рабочей силы. Именно в этот период начинают вкладывать деньги в развитие и обучение персонала.
- Общий уровень управленческой культуры заметно повысился. Это связано с развитием науки управления.
- Создание профсоюзов. Рабочие объединялись в группы для совместной защиты своих интересов.
- Развитие науки. Появляются новые управленческие теории, теории мотивации и т.д. Разрабатываются теории Мэйо, Хикса, однако они не получают широкой известности.
В то же самое время школа человеческих отношений разрабатывает свои теории, особое внимание уделяя социально – психологических проблемам управления персоналом. Изучается воздействие на эффективность работы таких параметров, как условия работы, стиль руководства, организационная культура. Большое внимание уделяется вопросам мотивации сотрудников.
Начало 60-х гг. и по настоящее время -  Развивается школа человеческих отношений, согласно подходу которой большое влияние на работу человека оказывают взаимоотношения в коллективе, рабочие условия, его принадлежность какой – либо группе и его статус в этой группе. Руководители кадровых служб становятся вторыми лицами в организации.

                                                                                                     _________________

claudebot