Сегодня 30.04.24 
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвета сайта фон текст
Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Изучение языков народов Адыгеи

Создание условий для реализации языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся

В соответствии с законом Республики Адыгея от 31 марта 1994 года № 74-1 «О языках народов Республики Адыгея» (в редакции Законов Республики Адыгея от 28.12.2011 № 61, от 29.04.2014 № 289, от 02.03.2017 № 43, Законом Республики Адыгея от 27 декабря 2013 года № 264 «Об образовании в Республике Адыгея») равноправными государственными языками Республики Адыгея являются русский и адыгейский языки. Обучение в образовательных организациях города Майкопа осуществляется по основным образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на русском языке.

Вместе с тем, для обеспечения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся в муниципальных образовательных организациях созданы необходимые условия.

Так, во всех дошкольных образовательных учреждениях реализация содержания регионального компонента осуществляется по следующим направлениям:

-         формирование культурно-нравственной личности на основе культурного наследия адыгов;

-         знакомство с произведениями адыгейских авторов песенного и поэтического творчества;

-         формирование уважения к традициям и культуре других наций;

-         воспитание уважения к народным ценностям Республики Адыгея;

-         ознакомление детей с современным творчеством музыкантов, поэтов Республики Адыгея.

Вышеперечисленные направления реализуются в ходе образовательной деятельности и закрепляются в режимных моментах в течение дня.

3 августа 2018 года был принят Федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому статья 11 дополнена следующим содержанием: «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка», а в часть 4 статьи 14 внесено следующее дополнение «Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка».

Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. В этой связи в дошкольных образовательных учреждениях №№ 9 и 28 были созданы такие группы, в которых адыгейский язык изучается как родной. По заявлениям  родителей на учебных занятиях воспитанники этих детских садов овладевают знаниями о родном языке, обогащают свой словарный запас, в результате чего у них формируются навыки общения на адыгейском языке, первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников других  дошкольных образовательных учреждений к изучению родного (адыгейского) языка и  его значимости для обучающихся на базе детского сада № 28 Комитетом по образованию было организовано и проведено городское родительское собрание, на котором был представлен опыт работы данного дошкольного учреждения по обозначенному аспекту.

В восьми дошкольных образовательных организациях (№№ 3, 9, 14, 20, 21 28, 33, 56) знакомство с адыгейским языком осуществляется дополнительно в рамках организации кружковой работы, которая проводится бесплатно, занятия ведут воспитатели в свободное от основной работы время, где  каждый воспитанник имеет возможность развить свои познавательные потребности, получить дополнительные умения и навыки в интересующем его виде деятельности.

В детских садах №№ 9, 11, 14, 28 созданы и функционируют музеи национальной культуры, предоставляющие дошкольникам возможность прикоснуться к культуре своего народа, обогатить духовный мир, воспитать чувство патриотизма.

Из 9720 воспитанников дошкольных образовательных учреждений изучают адыгейский язык в различной форме 649 человек, что составило в 2019 году 6,7%.

Таким образом, формирование основ этнокультуры у обучающихся дошкольного возраста, развитие у них интереса к национальным традициям является сегодня значимым и актуальным направлением образовательной деятельности в рамках реализации регионального компонента образовательной программы дошкольного образования, а также федеральных государственных образовательных стандартов.

Изучение адыгейского языка в общеобразовательных организациях города Майкопа регламентировано следующими нормативно-правовыми документами:

-         статьей 3 (п.1) закона Республики Адыгея от 27.12.2013 № 264 «Об образовании в Республике Адыгея»;

-         постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.07.2006 № 115 «О национально-региональном компоненте государственного образовательного стандарта», в соответствии с которыми данный учебный предмет является обязательным для носителей языка. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений в 1-9 классах, и национально-региональный компонент базисного учебного плана для обучающихся 10-11 классов образовательной организации включены предметы: «Адыгейский язык» и «Адыгейская литература». Обучение осуществляется по выбору обучающихся и заявлению родителей.

В 2019- 2020 учебном году адыгейский язык как государственный в 27 общеобразовательных учреждениях города изучает 7036 обучающихся, что составляет 37,9% от общего количества обучающихся города (18568).

Важным направлением деятельности Комитета по образованию и подведомственных общеобразовательных организаций в рамках реализации системы воспитания является приобщение обучающихся к обычаям, традициям и нравственно-эстетическим ценностям своего народа. Так, в ОО №№ 2, 7, 17, 18, 19, 22, 27, 33 открыты кружки по формированию у обучающихся  активного отношения к национальной культуре; в ОО №№ 5, 33 функционируют мини-музеи «Культура и быт адыгов», «Мой аул».

Кроме того, ежегодно во всех общеобразовательных организациях города в рамках месячника, посвященного празднованию Дня адыгейского языка и письменности, проводятся различные городские мероприятия: конкурсы сочинений, стихов, песен, фестиваль, «Живой, как жизнь», формирующие у подрастающего поколения чувства национальной гордости за родной язык и культуру.

В целях обеспечения возможности  получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации с 1 сентября 2019 года на базе трех школ города для обучающихся первых классов:
МБОУ «СШ № 2» (25 чел.), МБОУ «Майкопская гимназия № 5» (22чел.), МБОУ «СШ№ 7» (34чел.) организовано изучение адыгейского языка по программе  «Родной (адыгейский) язык» в рамках республиканского пилотного проекта. На реализацию мероприятий, направленных на создание условий для функционального развития языков Республики Адыгея, каждой из них из республиканского бюджета были выделены денежные средства размере одного миллиона рублей.

В связи с внесением изменений в ФГОС ООО в учебные планы общеобразовательных организаций введены предметные  области «Родной язык» и «Родная литература», которые на сегодня изучают и 1630 выпускников 9-х классов. Проблемным вопросом на сегодня остается отсутствие учебников по этим предметам, утвержденных образовательных программ по родному адыгейскому языку и литературе, методических пособий для педагогов.

Так как с 1 сентября 2020 года введение данных учебных предметов планируется  на всех уровнях образования, Комитету по образованию необходимо организовать работу по оказанию помощи руководителям общеобразовательных организаций по решению вышеобозначенных  проблем с привлечением Министерства образования и науки РА, а также АРИПК.

В этой связи важным аспектом деятельности Комитета по образованию и образовательных организаций является проведение информационно-разъяснительной работы среди обучающихся, педагогов, родителей, чтобы каждый из них смог понять и принять значимость и актуальность новых процессов в аспекте изучения языков. 



Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)