Сегодня 16.07.18 
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвета сайта фон текст
Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Антимонопольные риски

Прошел круглый стол «Антимонопольные риски: IP. Комплаенс. Закупки. Картели», организованный Некоммерческим партнерством «Объединение корпоративных юристов» (ОКЮР). В мероприятии участвовали начальник Правового управления ФАС России Сергей Пузыревский и начальник Управление по борьбе с картелями Андрей Тенишев.

Сергей Пузыревский рассказал о ходе принятия четвертого антимонопольного пакета. Законопроект направлен на снижение государственного участия в экономике. Для реализации этой меры ФАС России подготовила несколько инициатив.

Во-первых, за нарушение Закона о защите конкуренции должностным лицам органов власти будет направляться предупреждение. В случае повторного нарушения наступит безальтернативная дисквалификация.

Во-вторых, проект поправок закрепляет полномочия антимонопольного ведомства обращаться в суд с целью ликвидации ГУПа или МУПа, если оно было создано на конкурентном рынке.

Еще одним важным направлением работы является повышение открытости рассмотрения антимонопольных дел путем выдачи лицам, участникам дел, заключение об обстоятельствах дела. «Этот институт введен по аналогии с Европейским союзом. В заключение будет дана оценка всем имеющимся доказательствам и сформулированы выводы, к которым пришла комиссия. В этом случае ответчик может представить доказательства, что это не так, и антимонопольный орган в зависимости от этого будет принимать решение, - подчеркнул Сергей Пузыревский. Мы ожидаем, что такие действия позволят более объективно рассматривать обстоятельства дела о нарушении антимонопольного законодательства и снизит количество отменяемых судом решений».

Кроме того, начальник Правового управления рассказал о взаимодействии с Евразийской экономической комиссией. Он отметил, что в апреле этого года было ратифицировано Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение. По словам Сергея Пузыревского, теперь Комиссия наделена полномочиями по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

В свою очередь, Андрей Тенишев затронул тему принятых в начале года изменений в порядке проведения экономического анализа при рассмотрении антимонопольных дел. «С принятием четвертого антимонопольного пакета анализ товарного рынка будет проводиться в обязательном порядке по широкому спектру нарушений антимонопольного законодательства. Его результаты и выводы должны будут включаться в решения, принимаемые ФАС России и ее территориальными управлениями».
Участники круглого стола затронули тему изменений, касающихся уголовной ответственности за ограничение конкуренции. «В соответствии с предложением ФАС России было декриминализовано неоднократное злоупотребление доминирующим положением, увеличены пороговые значения размеров дохода и ущерба, при которых наступает уголовная ответственность за картели», – сказал Андрей Тенишев. Он также добавил, что возможность привлечения к уголовной ответственности за сговоры остается важным инструментом пресечения подобных правонарушений: «Не всегда меры административного воздействия являются достаточными. Крупные предприятия и организации, которые дорожат своей репутацией, как правило, прекращают нарушать после получения штрафа. Но есть и такие юридические лица, которые считают оборотные штрафы всего лишь издержками в своей незаконной деятельности», - подчеркнул г-н Тенишев.
Представители ФАС и ОКЮР поговорили и о программе освобождения от ответственности. Юристов заинтересовала процедура регистрации сообщений об участии в картеле. Андрей Тенишев сказал, что ФАС совместно с правоохранительными органами разрабатывает порядок учета заявлений о подобных преступлениях. «Введение такого порядка позволит сихронизировать процедуры освобождения от уголовной и административной ответственности», - сказал представитель ФАС России.
Начальник Управления по борьбе с картелями также рассказал о проверках, связанных с повышением цен на продукты питания. «Мы не выявили антиконкурентных соглашений на федеральном уровне. Но совершенно недопустимо когда недобросовестные участники рынка используя сложную экономическую ситуацию в стране организовали антиконкурентны соглашения с целью увеличения цен на продукты. Мы выявили сотни подобных случаев регионального масштаба. Поэтому были вынуждены провести целый ряд проверок и принять к нарушителям все меры, предусмотренные законом», - добавил Андрей Тенишев.
Участники совещания также затронули тему защиты коммерческой тайны при взаимодействии с антимонопольным органом. Говоря об этом Андрей Тенишев отметил, что «в ходе проверок ведомство нередко сталкивается с несоблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о коммерческой тайне». «У компаний, зачастую нет ни положений о коммерческой тайне, ни соответствующих грифов на документах», - сказал он.
На круглом столе обсуждалась тема внедрения антимонопольного комплаенса. Участники встречи пришли к мнению, что стоит сформулировать позитивные правовые последствия и преимущества для тех компаний, которые используют эту процедуру в своей деятельности.
«Комплаенс должен состоять из нескольких элементов: формальный документ, система внедрения комплаенса и, наконец, самое главное – его реальное исполнение, включая поведение компании при проведении в отношении нее расследований со стороны антимонопольного органа», – сказал Андрей Тенишев.


CCBot/2.0 (http://commoncrawl.org/faq/)